Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности

Актуальность развития детского творчества является проблемой современной педагогики, и ставит перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Изобразительная деятельность является важным источником знаний и умений для детей дошкольного возраста. Она одна из самых интересных для детей, так как волнует ребенка, вызывает положительные эмоции, она является специфическим образным познанием действительности, а всякая познавательная действительность имеет большое значение для умственного, сенсорного, нравственного, трудового воспитания, развития эстетических чувств и художественного творчества.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В. А. Сухомлинский.

В условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, во время непрерывной образовательной деятельности, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок - неповторимая личность.

В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определением, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых  необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте.

Среди них:

необходимость в открытиях;

активность;

умение изобретать и открывать;

инициативность;

фантазия;

свобода воображения;

интуиция;

применение на практике своих знаний и умений; 

творческое мышление.

 

Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.

1–2 года.

Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле ("я сам", впервые отмечается инициативность в общении и играх. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя - увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.

3–4 года.

Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.

5–6 лет.

К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера, что способствует подготовке дошкольника к обучению в школе.

Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детей включают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.

Таким образом, осуществление широкого включения в педагогический процесс, разнообразных игр и упражнений на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполнит жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости и желания «творить».

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел.

В творческой деятельности формируются психические свойства и способности. В ходе деятельности, организуемой и направляемой взрослым, происходит усвоение ребенком разных форм общественного опыта, накопленного человеком. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются различные способности, происходит овладение простейшими нравственными нормами, складываются черты характера.

Старший дошкольник способен самостоятельно, целесообразно и выразительно решать композиционные задачи на уровне начальных творческих проявлений. У детей этого возраста есть стремление передать в рисунке, лепке сходство с реальными предметами или явлениями, желание отразить свои жизненные впечатления, эмоциональное отношение к изображаемому.

Творчество характеризуется двумя показателями. Оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Соответствуют ли этим критериям детские рисунки? Конечно, о полном соответствии тут говорить не приходится, однако, общественно-педагогическая ценность творчества детей очевидна. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности его восприятия, представлений, интересов и способностей. В своем художественном творчестве ребенок активно открывает что-то новое для себя, я для окружающих - новое о себе.

Рисование, как и игра, помогает ребенку осознавать себя и окружающий мир. Образы, которые дети запечатлевают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личного роста.

В свое время исследования Т.С. Комаровой показали, что вопросы техники рисования нельзя рассматривать в отрыве от создания изображения образа, нельзя их сводить к простым или более сложным упражнениям.

Для формирования образа педагог создает в образовательной деятельности игровые ситуации, а рисунок и лепка помогают детям развернуть игровые действия. Ведь игровые приемы позволяют педагогу способствовать положительному отношению ребенка к познавательной задаче, которая присутствует в занятиях по изобразительной деятельности, и развивать у него познавательные интересы.

Познавательная задача может задаваться детям дошкольного возраста в трех основных формах, так, чтобы она имела интерес и определенный смысл для ребенка. Решение новых, неизвестных задач... Какой человек нам нужен - человек-творец, смелый искатель новых путей и, самое главное,- глубоко человечный и нравственный".

Старший дошкольный возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно.

Дети, благодаря воображению, перемещаются в интересный для них мир, где они могут показать свои знания и умения, полученные ранее и приобрести новые. Здесь педагог использует нетрадиционные способы изображения. Дети не столько рисуют, сколько играют, поэтому эти занятия можно назвать занятие - игра. С помощью только рук (без кисти) дети делают цветные отпечатки ладоней, а затем превращают их, например, в забавных цветных осьминожек, рисуют только пальцами различных морских обитателей: кораллы, морские звезды,  коралловые рыбки. На них дети в полной мере могут проявить свое воображение и обогатить свою фантазию необыкновенными морскими животными.

Развитию и проявлению детского творчества способствуют также и творческие - развлечения, где создается игровая ситуация, дети выступают в роли "мастеров" (занятие - развлечение "Ярмарка"). Они выбирают себе по вкусу тот или иной промысел и выполняют либо игрушку из глины, либо роспись по ткани, дереву, керамической плитке.

В работе используются и творческие задания, например, чтобы отправиться в космическое путешествие детям необходим космический корабль. Вот и создают дети в своих рисунках необыкновенные космические аппараты. Такие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определенных чувств, побуждают к воображению. Широкое применение творческих заданий возможно и при ознакомлении детей с народным прикладным творчеством, и при создании узора на различных формах листа и ткани.

Еще одним видом коллективной творческой работы, понравившейся дошкольникам, стало занятие «Рисуем вместе». Дети парами трудятся над одним рисунком, соблюдая «три правила»: рисовать по очереди, не больше двух предметов за один раз и без слов. А по том каждый рассказывает, что он задумал и как изменялась его задумка - в зависимости от действий партнера. Как трудно бывает сдержать эмоции! Как, оказывается, в конце интересно увидеть получившуюся картинку.

Креативную атмосферу создают и различные приемы творческого рассказывания.

«Расскажи сказку "Репка" от лица самой Репки» (или от лица Жучки, которая сначала просто наблюдала, а потом сама активно включилась в общее дело).

«Я начну, а ты закончи». Какие только варианты не придумывали дети! Так, прозвучало привычное начало сказки «Мальчик гулял в лесу. Вот он вышел на поляну и увидел

Побуждают к творческому осмыслению мира маленькие сказки на неожиданные темы. В один дождливый день была придумана и рассказана сказка о феях, которые занимаются стиркой облаков. Если фея старательная, тогда день светлый, облака белые и пушистые. Но если фея ленится, облака становятся грязно-серыми и проливаются дождем.

Подобных примеров творческого общения с детьми достаточно много.

Но главное в том, чтобы и форма, и содержание образовательной деятельности были разнообразными, чтобы у дошкольников не возникало ощущения обычности, настраивающих на репродуктивность идей и мыслей. Между тем именно необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира.

Рассматривая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающийся, необходимо находить способы его формирования (методы и приемы обучения, характерные для изобразительной деятельности: наблюдения, художественное слово).

При знакомстве детей с произведениями изобразительного искусства происходит формирование личности, развитие его творческого потенциала.

Ребенок осознанно использует основы изобразительной грамоты, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость при встрече с ним.

Как известно, творчество детей «питается» образами действительности, взятыми из наблюдений.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Для развития изобразительной деятельности в процессе наблюдения необходимо развивать эстетическое восприятие, учить детей видеть эстетические свойства и признаки предметов. Дети должны не просто смотреть на объект, узнавать и выделять его свойства: форму, строение, цвет и другие, они должны видеть его художественные достоинства. Необходимо постоянно развивать у детей способность понимать, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление. Наблюдения дают детям возможность создавать новые образы, за счет сложной переработке увиденного у них появляется умение комбинировать формы в различных новых сочетаниях.

Целенаправленное, планомерное проведение наблюдений отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. Наблюдение формирует у дошкольников образное видение мира, действительности, а окружающая действительность – это основа творческого процесса ребенка.

Для формирования творчества в лепке, рисовании, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова. С детьми проводятся беседы, которые помогают обратить внимание на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественный образ.

Во время беседы рассматриваются разные способы изображения предметов (графических, пластических, декоративно-силуэтных). Это формирует у детей представление о различном подходе в передаче образа. Помогает детям в их практической деятельности давать различные варианты цветовых сочетаний, композиционных построений.

Рекомендации родителям:

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы.

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для него значимо мнение взрослых, поэтому стимулируйте его на действие, не забывайте хвалить, давайте волю детской фантазии. Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада - создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал. Работа по формированию креативных способностей будет эффективнее при комплексной работе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с родителями. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном общ