Пальцы помогают говорить

Пальцы помогают говорить

 

План

1.      Высказывания о влияния развития тонких движений пальцев рук на развитие речи

2.      Почему должны использовать тонкие движения пальцев рук для развития речи

3.      Приемы развития тонкой моторики пальцев рук.

4.      Вывод

5.      Литература

 

 

 

 

  Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: «... он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук...»

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития  руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние  манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.   Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи. Иногда ребенок произносит на втором году всего 4-5 слов, хотя понимает гораздо больше. Обеспокоенные родители обращаются к врачам: "В чем причина задержки речи?"

    Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи,- это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он научается произносить слоги и слова. Поэтому родители обычно получают совет - больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

       В головном мозге речевая область расположена совсем рядом с областью руководящей управлением движением пальцев рук двигательной. Поэтому, развивая движение пальцев рук, мы можем влиять на речевое развитие детей.

    Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение влияния движений кисти руки на речевую зону в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

   Об этом говорит и тот факт,  что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

    В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7-м - появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д. В 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т. д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов.    На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что развитием тонких движений пальцев рук необходимо заниматься в раннем дошкольном возрасте.

    В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по  развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие  взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлении, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо начинать развивать его руки: пальцы и кисти.

   Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев, которые я использую в своей практике. А именно:

1. Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «киска» и др.

2. Движения пальцев, передающие динамические образы: «гармошка» - раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе и др.

3. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки-ладошки».

4. Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами,  пинцетом, прищепками, бусинками.

5. Игры с мозаикой.

6. Пальчиковые игры с пластилином.

7. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик.

8. Действия с толстыми нитками.

9. Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.

10. Действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой.

11 Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.

12. Действия с мелкими предметами, игрушками.

13. Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.

14. Рисование на бумаге пальчиками.

15. Показ сказок пальчиками.

При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности — ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.

Я убедилась, используя упражнение на развитие тонких движений пальцев рук, дает хорошие результаты в развитие речи детей. Дети начинают четче выражать свои мысли, они доступны и понятны окружающим детям и взрослым. Кроме этого можно заметить, что дети быстрее выходят из затруднительных ситуаций, лучше и быстрее начинают думать.

 

 

Список литературы

1.      Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для   родителей и педагогов. – М., 2006.

2.      Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М., 2006.

3.      Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996.            

Белая А.Е., Мирясова В.И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.-АСТ,