Роль воспитателя в развитии индивидуальных познавательно-речевых задатков у детей

Роль воспитателя в развитии индивидуальных

познавательно-речевых задатков у детей

 

 

Свое выступление хотелось бы начать с того, чтобы повторить смысл слова задатки.  Все мы педагоги, когда-то учились и это определение хорошо помним со времен учебы. Задатки – это природные предпосылки способностей, врожденные анатомо-физиологические особенности нервной сметены и мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Как утверждают ученые, задатки неспецифичны, многозначны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, а индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.

У человека есть два класса задатков: врождённые и приобретённые. Первые иногда называют «природными», а вторые - «социальными» или «культурными». Многие природные задатки являются общими у человека и у животных: элементарные способности к восприятию, запоминанию, наглядно-действенному мышлению.

Как мы уже отмечали задатки – это природные предпосылки способностей.

Но любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Как считал Б. М. Теплов, способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Первичный этап в развитии любой такой способности относится к дошкольному детству. Так как в этот период идет созревание необходимых для нее органических структур или формируются  нужные  функциональные органы. А именно происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создаёт благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

Доказана необходимость прямого управления развитием способности ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. K старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность связывать между собой, систематизировать имеющиеся у них знания, что свидетельствует об овладении средствами познания. Такими средствами являются в области восприятия - сенсорные эталоны, в области мышления - наглядные модели и значения, выраженные в знаковой форме. Начиная с младшей группы изучаем с детьми  сенсорные эталоны – цвет, форма,  и др, а начиная со средней группы начинаю использовать наглядные модели, особенно при организации работы по экологическому воспитанию и обучении пересказу. Вся детская деятельность строится на использовании игровых приемов, игровой мотивации. Что помогает мне сохранять интерес детей к деятельности. Я согласна с научными авторами о важности игры в развитии способностей.

Через игру происходит развитие познавательного интереса. Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя образовательными моментами:

1.      положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2.      наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что называется радостью познавания и познания;

3.      наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься, независимо от других мотивов.

Исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. А качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода. Это мне хотелось бы отметить особо. Именно о развитии таких качеств говорят авторы, которые работают над проблемами детей дошкольного возраста. И остро стоит этот вопрос перед всеми педагогами, работающими в дошкольных учреждениях.

Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, любознательность, и отличная память. Если мы, как педагоги, этого не заметим, упустят родители – дети станут самыми заурядными членами нашего общества. Хотя небольшая поддержка детского таланта, подсказка родителям помогла бы нам обрести может выдающегося ученого в будущем.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами:

·        опережающим развитием познания,

·        психологическим развитием и

·        физическими данными.

Исследования наших современников доказали  наличие у детей так называемых зон ожидания в коре головного мозга. Если эти зоны не загружались вовремя информацией, то начинается необратимый процесс.

Учёные также доказали, что при правильной медицинской и педагогической коррекционной работе слабый ум можно развить до среднего, средний до высокого, а высокому помочь подтянуться до талантливого, можно просто выбрать время и методы по развитию скрытых способностей.

Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Для этого необходима своевременная поддержка проявляющихся у ребенка способностей.

Итак, первое условие успешного развития творческих способностей - ранее начало, например, никто не задумывается, когда учат ребёнка разговаривать. С ним просто разговаривают со дня его рождения, тем  самым обеспечивают опережающее развитие речи.

Второе, чрезвычайно важное условие - условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Это условие осуществляется, тогда, когда ребёнок уже ползает, но ещё не говорит. В это время малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие для него новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения.

Первые два условия ребенку должны предоставлять родители. А вот третье и четвертое  условия касаются и нас с вами.

Третье, важное условие: ребёнку нужно предоставить большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел.

Четвертое условие предполагает ненавязчивую, умную помощь взрослых.

Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать; думать за него, когда он сам может додуматься. К этой форме организации совместной деятельности мы перешли в последнее время. Это организации обучения детей через проблемные игровые ситуации, где ребенок выступает как активный добытчик знаний. К сожалению, подсказка - распространённая форма, помощи детям, но она только вредят. Я стараюсь отказаться от прямых подсказок к детям, придумываю серии вопросов, с помощью которых веду их к цели.

Многоплановость в разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании деятельности.

Если деятельность ребёнка носит творческий  характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связанна с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.

Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятием ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя зону  потенциального развития. Об этом говорил Выготский Лев Семенович. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. Это положение я учитываю при продумывании задач при организации любого  вида деятельности детей

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо учение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Здесь мне помогает игровая мотивация, которая способствует поддержанию напряжения в ходе всего процесса деятельности, организованной с детьми.

Становление и развитие способностей - это результат обучения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие.

Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создаётся таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причём их количество в целом является большим, чем число неудач.

Ha протяжении  дошкольного детства ребенок овладевает все новыми и новыми умственными действиями, которые позволяют ему решать все бoлee cлoжныe и paзнooбpaзныe зaдaчи. Для paзвития мышлeния нaибoлee блaгoпpиятным oкaзывaeтcя имeннo дoшкoльный вoзpacт. Этoмy paзвитию cпocoбcтвyют в мaкcимaльнoй cтeпeни дeтcкиe виды дeятeльнocти - игpa, pиcoвaниe, лeпкa, кoнcтpyиpoвaниe и дpyгиe.

Развивающий эффект обучения зависит oт того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения пpимeняютcя. Умственное развитие дошкольников осуществляется в игре, учении, труде. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развитие умственных способностей.

Вся моя работа по развитию способностей детей моей группы видна в викторинах и конкурсах, проводимых не только в детском саду, но и на уровне района и республики, где мои воспитанники занимали призовые места.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Афонькина Ю. Спецкурс: психолого-педагогические проблемы педагогической игры. -- Дошкольное воспитание №9, 1998. -- с.91

 

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 "Дошкольное воспитание" и №2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". --М.: Просвещение, 1989.

 

3.  Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети -- М.: Знание, 1991, №9.

 

4. Запорожец А. В. Избранные психологические труды -- М.: Педагогика, 1986.

 

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -- М., 1977.

 

6. Подъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста -- М.: Просвещение, 1988.

 

 

 

 

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка»     Душебаева Любовь Ивановна

 

23.08.2012г.